Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики, специальной психологии и педагогики (дефектологии) характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с нерезко выраженными нарушениями, парциальной и комплексной недостаточностью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Это вызывает необходимость изучения детей, определения микропрограмм создания специальных условий коррекционного обучения, воспитания и развития для каждого отдельного случая.
Коррекционно—развивающее обучение прежде рассматривалось как форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Наиболее эффективно реализовывалось при создании специальных классов КРО, входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, — для детей с разными формами задержки психического развития. В современных условиях взаимодействие диагностико—консультативного, коррекционно—развивающего, лечебно—профилактического и социально—трудового направлений педагогической деятельности востребовано по отношению к разным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В современных условиях инструменты коррекционно-развивающего обучения востребованы не только педагогами-дефектологами разных специализаций, но и учителями общего традиционного образования. Коррекционно-развивающее обучение сегодня — это важное условие эффективного обучения детей с ОВЗ.
Как показывает общение ученых, профильных специалистов и анализ опыта педагогов разных регионов, проблемы, актуализирующиеся в ходе проектирования и реализации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, схожи. Интеграция и инклюзия в образовании дошкольников, школьников и студентов; инструменты сопровождения образования детей с ОВЗ разных категорий; педагогические средства диагностики и коррекции — это неполный перечень вопросов, которые поднимают в своих работах ученые и педагоги-практики.
Быстрова Ю.А., доктор психол.наук, профессор, Украина, Луганск, Польша, Лодзь «Инклюзивное образование: терминология, организация, сетевое взаимодействие» vk.com/video90114808_456239042
Цыренов В.Ц., доктор пед.наук, доцент, Улан-Удэ «Проектирование инклюзивной среды современного вуза» vk.com/video90114808_456239041
Бавтрук С.Н., учитель-логопед, Григорьева С.Ю., воспитатель, Янчук М.В., воспитатель , муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда». «Технологии обучения детей с особыми образовательными возможностями» Бавтрук С.Н., Григорьева С.Ю., Янчук М.В.
Богаченко Л.П., учитель-дефектолог, логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10» города Белгорода. «Особенности подготовки учителей – дефектологов: профессиональный и личностный аспекты деятельности»Богаченко Л.П.
Горбункова Т.Ю., учитель биологии и химии, социальный педагог, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ближнеосиновская средняя общеобразовательная школа». «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов» Горбункова Т.Ю.
Горбунков А.В., учитель физкультуры, униципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ближнеосиновская средняя общеобразовательная школа». «Инклюзия в образовании детей с ОВЗ» Горбунков А.В.
Данилова К.О., учитель-дефектолог, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии . «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов: региональные аспекты» Данилова К.О.
Самоделкина Н.С., учитель-логопед, МОУ детский сад № 336 Дзержинского района Волгорада. «Использование авторского пособия «Волшебный коврик» в коррекции речи дошкольников» Самоделкина Н.С.
Солодова Н.В., учитель русского языка и литературы ГКОУ «Михайловская школа-интернат»«Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ по зрению на уроках русского языка и литературы»Солодова Н.В.
Ткаченко Т.В., учитель – дефектолог, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3 городского округа город Михайловка Волгоградской области». «Развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ как технология их социализации» Ткаченко Т.В.
Угольникова И.Н., учитель-логопед, МОУ СШ № 93 Советского района г.Волгограда, КругловаЕ.Н. , учителяь-логопед, МОУ детский сад № 90 Ворошиловского района г. Волгограда. «Преемственность логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ и школы» Угольникова И.Н. Круглова Е.Н
Чугуськова Н.Л, учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №377 Кировского района Волгограда». «Опыт внедрения технологии интеллектуальных карт в работу учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Чугуськова Н.Л.
Ямпольская Я.В., учитель-логопед, Круглова О.А., воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 326 Волгоград». «Технология проектирования в обучении детей с особенными образовательными возможностями» Ямпольская Я.В., Круглова О.А.
Кочергина Ксения Игоревна, учитель-логопед , МБДОУ «Детский сад №1 МО «Ахтубинский район», «Игровые технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР» Кочергина К.И.
Дусеева Зарема Нурфаизовна, заместитель директора по УВР, ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях коррекционного образовательного учреждения по созданию безопасной среды для обучения»Дусеева З.Н., Кириллова А.М.
Обсуждение докладов возможно в группе ВКонтакте «Школа практической дефектологии» https://vk.com/shkola_defectologa