ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений 
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – законопроект) вызвана необходимостью придерживаться понимания и терминологии, содержащихся в основополагающих международных правовых актах, в том числе в части 2 статьи 1 Конвенции ООН о правах инвалидов, в которой к инвалидам относят лиц «с физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

В связи с изложенным законопроектом предлагается изложить наименование категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и этическими требованиями: «обучающихся с умственной отсталостью» как «обучающихся с нарушениями интеллекта», «обучающихся со сложными дефектами» как «обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Законопроектом предлагается новая редакция определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), включающая категорию инвалидов (детей-инвалидов) при подтверждении психолого-медико-педагогической комиссией необходимости создания специальных условий для получения ими образования. Таким образом, устраняется неоднозначность трактовки категории «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». 

Законопроектом вносятся дополнения в статьи Закона, предусматривающие гарантии каждого человека на образование независимо от состояния здоровья.

Законопроектом вносится дополнение в часть 1 статьи 6, которым предусматривается реализация Минобрнауки России пункта 13 приложения к приказу Минобрнауки России от 29 января 2016 г. № 53 «Об организации в Минобрнауки России работы по выполнению плана реализации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 в части издания приказа Минобрнауки России «О порядке профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях общего образования».

Законопроектом вносится дополнение в части статьи 31, которым конкретизируется, что центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи относятся к организациям, осуществляющим обучение, реализующим основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в статью 42, комплексно отражающие ключевые задачи и направления деятельности, реализуемые центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в субъектах Российской Федерации в настоящее время, учитывающие в том числе, что указанными центрами социальная помощь не оказывается.

Законопроектом вносится дополнение в пункт 6 части 1 статьи 48, предусматривающее в качестве обязанности педагогических работников при учете особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с организациями, оказывающими психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, независимо от их организационно-правовых форм.

Реализация указанных дополнений и изменений позволит обеспечить единство подходов к пониманию и трактовке предназначения центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в системе образования, сохранить и развивать действующую сеть.

Законопроектом вносятся корректировки в части исключения предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения обучающихся, так как в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статьи 44 части 3, пункта 1 Закона право выбора формы обучения принадлежит обучающимся или родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, а не педагогическим работникам.

Вместе с тем родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся согласно Конституции Российской Федерации и статье 44 Закона обязаны обеспечить получение детьми общего образования. В связи с изложенным законопроектом предлагается вменение в обязанность родителям (законным представителям) учета рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости создания специальных условий для получения образования их детьми.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть 5 статьи 71 в части определение органом, выдающим заключение, что обучение по программам бакалавриата и программам специалитета детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, не противопоказано, врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, которая выдает на основании врачебного профессионально-консультативного заключения справку по форме 086/у, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 
от 15 декабря  2014 г. № 834н.

Положения законопроекта способствуют более точному учету положений статьи 24 Конвенции ООН о правах инвалидов на образование в течение всей жизни.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отдельная статья, 79, посвящена организации получения образования обучающимися с ОВЗ. Законопроектом вносится корректировка по структуре статьи и логической последовательности изложения: от общих условий, необходимых для обеспечения доступного качественного образования на всех уровнях образования к частным положениям.

Так, согласно статье 24 Конвенции о правах инвалидов государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление. Одним из таких механизмов приспособления является разработка специальных образовательных программ, адаптированных с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья, предоставление услуг тьютора по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Законопроектом вносится дополнение в часть 6 статьи 79 в части наделения Минобрнауки России функцией определения порядка и условий взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Внесение изменений осуществляется 
во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № ПР-2876 (подпункт «г» пункт 2) о представлении предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение условий и порядка взаимодействия государственных органов и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами.

Законопроектом предусматривается закрепление финансового обеспечения предусмотренных Законом специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и мер их социальной поддержки в части обеспечения питанием за счет учредителя образовательной организации.

Законопроектом предусматривается лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта), что влечет изменения статьи 91.

В части 1 статьи 92 вносятся дополнения об отсутствии требований к государственной аккредитации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с нарушениями интеллекта. Указанное дополнение обеспечивает право на обучение такой разнородной по своему составу категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями без указания уровня получения образования и приводит в соответствие трактовки других статей Закона в части условий получения образования и выдачи документов об обучении.

В целом предлагаемые законопроектом изменения и дополнения являются необходимым условием для повышения государственных гарантий обеспечения прав на образование и предоставления помощи в обучении детям с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими особенностями в развитии.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. 

Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.